Л.ЗАМЕНГОФ

ESENCO KAJ ESTONTECO DE LA IDEO DE LINGVO INTERNACIA

СУТЬ И БУДУЩНОСТЬ
ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯЗЫКА
(в сокращении)

У всех идей, которые играют важную роль в истории человечества, одна и та же судьба: современники встречают их не только с заметно упорным недоверием, но даже с какой-то необъяснимой враждой; пионеры этих идей должны много сражаться и много страдать; на них смотрят как на безумных людей, по-детски глупых, или даже наконец прямо как на людей совершенно бесполезных. В то же время люди, которые занимаются всякой бесцельной и бесполезной бессмыслицей, если только она в моде и соответствует обычным идеям толпы, наслаждаются не только всеми благами жизни, но также почетным именем "ученых" или "полезных публичных деятелей"...

К тем идеям, которые современникам казались бесодержательными фантазиями, а потомкам будут казаться таким естественным делом, что они не поймут, каким образом люди тысячи лет жили без них, - к таким идеям принадлежит также идея введения общего языка для общения между различными народами. Когда наши потомки будут читать в истории, что люди, эти цари земли, эти самые высокие представители мирового интеллекта, эти полубоги, на продолжении целых тысячелетий жили рядом друг с другом, не понимая один другого, они просто не захотят поверить. "Ведь для этого не нужны были сверхъестественные усилия, - скажут они, - любой из этих людей владел набором условных звуков, посредством которых он мог полностью объясниться со своими ближайшими соседями, - почему же не пришло им в голову согласовать между собой, что один из этих наборов условных звуков будет введен для взаимного объяснения между всеми, подобно тому, как для большинства культурных людей уже давно были введены система мер, единый условный алфавит, единые музыкальные знаки и т. д.!" Наши потомки возмутятся, когда узнают, что на людей, которые прилагали усилия по введению общего языка, современники показывали пальцем, как на маньяков, мальчишек, не заслуживающих названия серьезных людей; что об этих людях любой тупица мог острить в газетах, сколько мог, и не нашелся никто, кто бы сказал им: "вы можете найти эти идеи выполнимыми или не выполнимыми, но насмехаться над ними, даже не познакомившись с ними, стыдно, господа!"...

Мы системно проанализируем следующие вопросы: 1) необходим ли международный язык; 2) возможен ли он в принципе; 3) существует ли надежда, что он реально будет введен на практике; 4) когда и каким образом это будет сделано и какой язык будет введен; 5) ведет ли наша нынешняя работа к какой-нибудь определенной цели, или мы действуем еще вслепую и рискуем, что наша работа пропадет впустую, и благоразумные люди должны еще держаться в стороне от нас, пока "дело не прояснится".

Необходим ли международный язык? Этот вопрос своей наивностью вызовет смех у будущих поколений, так же как наши современники засмеялись бы, например, при вопросе "необходима ли почта?" Большая часть интеллигентного мира уже сейчас найдет этот вопрос излишним; однако чтобы быть последовательными, мы ставим этот вопрос, благодаря тому, что существует еще много людей, которые отвечают на этот вопрос: "нет". Единственным мотивом, который некоторые из этих людей приводят, является следующий: "международный язык разрушит национальные языки и нации". Мы признаем, что сколько ни ломали голову, мы никогда не могли понять, в чем именно состояло бы несчастье для человечества, если бы в один прекрасный день оказалось, что уже более не существует наций и национальных языков, но существует только одна общечеловеческая семья с одним общечеловеческим языком. Но предположим, что это действительно было бы что-то ужасное, и поспешим успокоить этих господ. Международный язык хочет только дать людям разных народов, которые стоят друг перед другом как немые, возможность понимать друг друга, но он никак не намеревается вмешиваться во внутреннюю жизнь этих народов. Бояться, что международный язык разрушит языки национальные, так же смешно, как например бояться, что почта, которая дает людям, далеким друг от друга, возможность общаться, угрожает уничтожить устное общение между людьми! "Международный язык" и "всемирный язык" - две совершенно различные вещи, смешивать которые никак нельзя. Если бы мы предположили, что когда-либо произойдет объединение людей в один народ, в этом "несчастьи" (как называют его шовинисты) будет виноват не международный язык, а принятые убеждения и мнения людей. Тогда действительно международный язык облегчит людям достижение того, что вначале было решено в принципе как желаемое; но если стремление к объединению не родится у людей независимо, международный язык сам по себе, конечно, не будет навязывать людям это объединение...

...Будет ли международный язык когда-либо введен? Если мы пришли к заключению, что международный язык принес бы человечеству огромную пользу и что его существование возможно, из этих двух выводов само собой вытекает заключение, что такой язык рано или поздно непременно будет введен, ибо иначе мы должны были отрицать у человечества существование всякой даже самой элементарной разумности...

Если две группы людей разделены речкой и знают, что им было бы очень удобно сообщаться друг с другом, и если они видят, что доски для соединения обоих берегов лежат под руками, тогда не нужно быть пророком, чтобы предвидеть с полной уверенностью, что рано или поздно доска будет переброшена через речку, и сообщение будет налажено...

Так будет и с международным языком. В течение многих веков люди, еще не очень нуждаясь в международном языке, не задумывались над этим вопросом; но теперь они уже не успокоятся, пока эта проблема не будет решена. Можем ли мы в этом сомневаться? Конечно, нет! Когда это случится - мы не намерены сейчас предсказывать: может быть, это случится через год, через десять лет, через сто лет или даже через несколько сотен лет, - но несомненно одно, что сколько бы ни пришлось страдать первопроходцам этой идеи, и даже если бы эта идея много раз засыпала на целые десятилетия, она уже никогда не умрет: все чаще и упорнее будут звучать голоса, требующие введения международного языка, и наконец, рано или поздно - если этот вопрос не будет решен самим обществом - правительства всех стран должны будут уступить, устроить международный конгресс и избрать какой-либо один язык в качестве международного. Здесь может быть лишь вопрос времени: одни из вас скажут, что это придет очень скоро, другие скажут, что это придет лишь в самом далеком будущем; но что этот факт вообще когда-нибудь совершится - в этом никто из вас, конечно, не усомнится ни на минуту.

Здесь мы сделаем небольшую паузу и скажем несколько слов о нас, борцах за идею международного языка. Из всего доказанного нами вы видите, что мы вовсе не такие фантазеры и утописты, каких многие из вас вероятно видели в нас и какими нас рисуют многие газеты, не желающие вникать в суть того, за что мы боремся. Вы видите, что мы боремся за дело, которое принесет человечеству огромную пользу и которое рано или поздно непременно будет достигнуто. Следовательно, всякий благоразумный человек может смело присоединиться к нам, не боясь насмешек глупой и недумающей толпы. Мы боремся за дело вполне обдуманное и определенное, и поэтому никакие ни насмешки, ни нападки не собьют нас с этого пути. Будущее принадлежит нам. Предположим даже, что та форма международного языка, за которую мы боремся, окажется в будущем ошибочной и что грядущий международный язык будет не тот, который мы избрали, - но и это вовсе не должно нас смущать, ибо мы боремся не за форму, а за идею, а конкретную форму нашей борьбе мы дали только потому, что всякая борьба абстрактная и теоретическая обычно ни к чему не приводит. Ниже мы докажем, что и эта конкретная форма языка вполне обдуманна и имеет несомненную будущность; но даже если бы вы и в этом усомнились, форма ведь нас нисколько не связывает: если эта форма окажется ошибочной, мы завтра ее изменим, а в случае необходимости мы ее послезавтра еще раз изменим, но мы будем бороться за нашу идею до тех пор, пока она рано или поздно не будет полностью осуществлена. Если бы мы, повинуясь голосу равнодушного эгоизма, воздержались от нашей работы только потому, что со временем форма международного языка возможно будет иной, нежели то, за которую мы сейчас трудимся, это означало бы то же самое, что например отказаться от использования пара по той причине, что возможно позже будет найдено лучшее средство сообщения...

Мы доказали, что международный язык рано или поздно будет введен... Можем ли мы предвидеть, какой язык станет международным? К счастью, мы можем ответить на этот вопрос вполне положительно: "да, мы можем предвидеть, какой язык станет международным, без всякой тени сомнения"...

Кроме полной нейтральности в национальном отношении, искусственный язык отличается следующими качествами:

1) Он поразительно и невероятно легок для изучения: без преувеличения можно сказать, что он по крайней мере в пятьдесят раз легче всякого естественного языка. Великий писатель и философ Лев Толстой сказал о языке эсперанто следующее: "Легкость его изучения такова, что, получив эсперантскую грамматику, словарь и статьи, написанные на этом языке, я не позднее чем через два часа занятий мог если не писать, то свободно читать на этом языке..." В точно таком же духе выражались об эсперанто все те беспристрастные люди и честные люди, которые, вместо того чтобы философствовать о нем слепо, взяли на себя небольшой труд действительно познакомиться с ним. Правда, что люди образованные могут выучить эсперанто скорее, чем необразованные, но и последние изучают его чрезвычайно и поразительно легко, ибо для изучения языка эсперанто от учащегося не требуется никаких предварительных знаний. Среди эсперантистов вы найдете много людей настолько необразованных, что они до сих пор на своем родном языке пишут очень плохо и со многими ошибками, и тем не менее на языке эсперанто они пишут вполне безошибочно, - и они выучили этот язык в течение каких-нибудь нескольких недель, в то время как изучение какого-либо естественного языка у этих же самых лиц должно было бы занять по меньшей мере 4 или 5 лет.

Когда в 1895 году в Одессу прибыли шведские студенты, которые знали только по-шведски и эсперантски, один журналист, который хотел с ними поговорить, утром первый раз в своей жизни взял в руки эсперантский учебник, и вечером того же дня он мог уже достаточно хорошо говорить со шведами...

2) Второе отличительное качество искусственного языка - это его совершенство, которое заключается в математической точности, гибкости и безграничном богатстве... Любой естественный язык строился таким путем, что один повторял то, что он слышал от других; никакая логика, никакое сознательное решение человеческого разума не имело здесь никакой силы... В каждом языке вы найдете глаголы, которые не имеют того или иного времени, лица, наклонения и т.д.; от этого существительного вы не можете произвести прилагательное, от этого глагола вы не можете произвести существительное и т.д. Потому что, мы повторяем, всякий естественный язык основывается не на логике, а на слепом "так говорят" или "так не говорят". Но в искусственном языке, сознательно основанном на строгих, не позволяющих никаких исключений и произвола законах мышления, ничего подобного не может иметь место... Кроме того, не забудьте, что совершенствование искусственного языка возможно до бесконечности, ибо любое хорошее правило, хорошую форму, хорошее выражение, которое существует в каком бы то ни было языке, искусственный язык имеет полное право принять, всякий недостаток, который мог бы в нем содержаться, он имеет право улучшить и изменить, в то время как в естественном языке ни о чем подобном не может быть и речи, ибо тогда естественный язык превратился бы уже в искусственный... Все нападки на искусственный язык исходят из уст людей, которые об искусственном языке не имеют ни малейших знаний... Вы слышали фразу: "Язык не может быть создан в кабинете, как живое существо не может быть создано в реторте химика". Эта фраза не имеет ни малейшего логического основания. Точно такую же фразу можно ведь употребить и против искусственного алфавита, который человечество уже так давно использует с огромной пользой для себя, и против искусственной езды с помощью пара или велосипеда, и против всей нашей искусственной цивилизации!..

дальше