Два цвета жизни

    Характеризуя взгляды Ерошенко до его возвращения в Японию летом 1919 года, писатель-коммунист Акита Удзяку назвал его абстрактным гуманистом, романтиком и индивидуалистом. И действительно, в ранних произведениях русского литератора отразились "вечные темы": любовь и смерть ("Морская царевна и рыбак"), стремление к совершенству ("Божество Кибоси", "Кораблик счастья"), единство всего сущего ("Во имя человечест-ва", "Сон в весеннюю ночь"). Иногда в них слышатся философские, главным образом буддистские и бехаистские мотивы ("Дождь идет", "Божество Кибоси").
    Люди в ранних сказках Ерошенко делятся не на бедных и богатых, а на хороших и плохих, причем все они, по мысли автора, живя в согласии с природой и друг с другом, могут в конце концов достичь совершенства и счастья. Символическим в этом смысле представляется финал сказки "Сон в весеннюю ночь": девочка-аристократка и крестьянский паренек идут рука об руку по дороге жизни. А герой "Странного кота" утверждает, что все на земле, в том числе хозяева и слуги, - братья.
    "Я живу, чтобы построить золотой корабль для всех", - говорил герой "Кораблика счастья". Великий Принц отдал свою жизнь во имя человечества. "Во имя человечества" - так называются и сказка, и сборник произведений Ерошенко. И сердце их автора светило, как костер, всем людям - об этом мы читаем в приведенных выше стихах.
    Что же, некоторая абстрактность образов вообще свойственна романтическим произведениям многих писа-телей. Эгути Кан правильно заметил, что мир, в котором жил русский писатель и его герои, "не целиком реальный. Это - страна прекрасного будущего, утопическая свободная земля - поэтический, почти сказочный мир".
    Но со временем сказочный мир Ерошенко стал все больше отражать мир реальный с его делением на бедных и богатых, с борьбой обездоленных за свои права. Конечно, это отражение происходило по строгим законам жанра сказки. Так, в "Падающей башне" крестьяне с презрением смотрят на аристократов, которые возводят помпезные дворцы в попытке превзойти друг друга. А в сказке "Во имя человечества" пес Эль, не желая, чтобы его, "трудящегося" пса, путали с холопами, говорит: "Мой отец - дворовый пес, но не тот, который охраняет дом богача. Та собака не имеет к нашей семье никакого отношения".
    Все чаще в произведениях Ерошенко проявляются два главных цвета жизни - белый и красный, цвета угнетателей и угнетенных. Слепой сказочник перешагивает через границы жанра анималистической сказки и вводит в свои произведения реальных людей - рабочих и аристократов.
    В этом плане знаменательна сказка "Две смерти" (не случайно Лу Синь включил ее в число своих пере-водов) .
    ...Больница. В соседних палатах, недалеко друг от друга лежат двое - мальчик из богатой семьи и юноша рабочий. Оба они неизлечимо больны. Но рабочего парня смерть не пугает - она подстерегала его с самого начала - и когда он еще сосал сухую грудь больной матери, и когда сам работал на заводе и голодал. Мальчик же из богатой семьи боится умереть, ведь он так много теряет, уходя из этого мира, - и сенбернара, лежащего у его ног, и поющих для него канареек, и благоухающие цветы - роскошь, окружающую его с первого шага.
    Был вечер. Мальчик следил за проплывающим по небу персиковым облаком. А юноша посылал ему улыбки, потому что он полюбил мальчика, соседа по больничной койке, как брата. Это был последний вечер их жизни. По больничным коридорам уже не таясь бродила Смерть. Она пела песнь о том, что ей подвластны все - и люди, и животные, и цветы, что она самый главный поборник полного и абсолютного равенства бедных и богатых.
    " - Эй, парень! - крикнула Смерть, подходя к рабочему. - Ты что это делаешь? Торопись - я пришла за тобой. Пришла твоя пора умереть!
    - Ты говоришь, я должен умереть? А разве до сих пор я был живой?..
    - До чего же глупый народ эти пролетарии, - проворчала про себя Смерть. - Для них что жить, что умереть - все равно. Вот почему отнимать у них жизнь не доставляет мне никакого удовольствия.
    Потом она вновь обратилась к рабочему:
    - Послушай, малец! Я могу немного продлить твое существование. Но за это ты должен мне уступить жизнь твоего самого любимого дружка. Согласен?..
    - Вы говорите о жизни малыша?.. - изумленно переспросил рабочий парнишка. - Но я не знаю, я не понимаю, как я могу вам уступить его жизнь?
    - Не задавай дурацких вопросов... Жизнь всех, кого ты любишь, находится в твоих руках...
    - Нет... Если жизнь любимого существа передана в мои руки, то не для того, чтобы отдать ее смерти, а чтобы защищать.
    - Весь этот рабочий люд вечно мелет вздор, - прошипела Смерть. - Поэтому я их всех ненавижу. Послушай, парень! Мне некогда больше с тобой валандаться. Выбирай одно из двух: либо ты уступишь мне жизнь своего друга, либо умрешь сам.
    - Лучше я умру сам...
    - Ну хорошо, оставим твоего друга в покое. Уступи мне жизнь того сенбернара.
    - Нет, не уступлю...
    - Глупец! А как насчет канареек?
    - Их я тоже не отдам.
    - Ну а как насчет цветов? Их, надеюсь, не жалко?
    - Нет, пусть живут и цветы...
    - В таком случае готовься умереть.
    Смерть вышла из палаты, а юноша широко улыбнулся: "Ох, до чего же радостно стало у меня на душе... Я жив! Впервые за все годы я ясно понял, что живу на свете. Как это хорошо!.."
    А в это время в соседней палате Смерть разговаривала с мальчиком из богатой семьи. Он очень испугался ее и попросил продлить его жизнь хотя бы до той поры, пока не закатится солнце и не поблекнет персиковое облако на горизонте. Смерть запросила за это жизнь соседа, сенбернара, канареек и цветов. Мальчик-аристократ все отдал Смерти и умер вскоре после рабочего.
    Наутро за гробом мальчика шла пышная процессия. Тело же рабочего никто не пришел провожать. Только одна молодая, стройная сиделка с лицом, закрытым белой вуалью, рыдала над его гробом. Потом она, видимо приняв решение, проговорила: "Я тоже пойду. Я долж-на пойти: истина и справедливость живут там". И указав рукой вдаль, она медленно направилась за гробом в сторону трущоб, где жили рабочие. "Да ведь это сама Смерть!" - в ужасе зашептали вокруг нее люди..."
    Справедливость на стороне тех, кто трудится, - эта идея стала одной из главных в творчестве зрелого Ерошенко. Автору близок мастеровой, который многозначительно говорит: "Все мы родились под несчастливой звездой... Но причина наших несчастий известна!" ("Страна Радуги"). Писатель сочувствует рабочим, которые, ломая кордоны полиции, рвутся к красному цвету счастья ("Красный цветок"). И, наконец, в "Зимней сказке" Ерошенко рисует образ большевика-партизана, отдавшего свою жизнь за рабочих, за дело социализма. Этим партизаном оказался уже выросший сказочный Тополиный Мальчик, который мечтал сгореть, освещая людям путь во тьме.
    Так Ерошенко как бы стер грань между сказочным и реальным миром: в Тополином Мальчике можно увидеть и черты Великого Принца, погибшего во имя счастья людей, и образ самого сказочника, страдающего за униженных и оскорбленных. Такова логика развития поэзии Ерошенко: из сказки - в жизнь. Впрочем, это и понятно, ведь поэзия Ерошенко отразила эволюцию их автора, логику его жизни.

<< >>