Н.Ф.Дановский. Вводное слово в искусство перевода


О РИФМЕ

Обычное расположение главной рифмы - в конце стиха. Но помимо главной могут быть дополнительные рифмы в начале стиха (начальные) и в середине стиха (внутренние).

Кондуктора. Ковши из серебра.
Литые бра. Людских роев метанье,
И гулкие удары в буфера
Тарелками со щавелем в сметане. (Б.Пастернак)

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. (М.Лермонтов)

Составные рифмы, когда они строятся на совпадении звуков двух или трех слов (городничего - не купи чего; от крови щеку - кровельщиу).

Консонансы (консонансные рифмы), при глубоком совпадении составных рифм (с каламбуром - к скалам бурым; по калачу - поколочу).

Неравносложные рифмы, когда после ударной гласной - неодинаковое количество слогов (морде - городе; оборудование - трудно).

Разноударные рифмы (сцена - веретена).

Тавтологические рифмы, когда они образуются одними и теми же словами:

Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат
Все куплю, сказало злато,
Все возьму, сказал булат.

Омонимические рифмы, образуемые одним и тем же словом, имеющим разные значения (пила-1 - пила-3; коса-1 - коса-2; берегу-3 - берегу-1; напасть-3 - напасть-1).

Паронимические рифмы, образуемые словами одной основы (договор-заговор; врат-разврат; давать-создавать)

Диссонансы (диссонансные рифмы), когда совпадают согласные звуки, а ударные гласные различаются (слова - слева - слава; Фидель - фитиль; дула - дола - дела; сезон - Сезан).


читать дальше
в оглавление