Школьники заговорят на эсперанто

Текст: Марина Лемуткина  Фото:

Язык эсперанто надо ввести в качестве обязательного предмета в школьные и вузовские программы. Такую рекомендацию направили в Минобрнауки участники международной конференции эсперантистов, прошедшей в Российской академии образования. Минобрнауки встретило идею в штыки.

В программы российских школ и вузов должно быть включено эсперанто. С такой инициативой к Минобрнауки в пятницу выступили участники международной конференции «Пропедевтическая роль эсперанто в изучении иностранных языков».

Что такое эсперанто
Эсперанто – самый распространенный искусственный язык, созданный в Российской империи в конце XIX века...

С точки зрения эсперантистов, изучение их языка необходимо по многим причинам: и как средство расширения кругозора, и как дополнительный способ международного общения и изучения культуры разных народов. Но прежде всего – как способ облегчить изучение иностранных языков, традиционно не дающееся российским студентам и школьникам.

Сейчас, по данным научного руководителя Ломоносовской школы Марата Зиганова, школьного и вузовского иностранного языка так и не осваивают 40% граждан России.

Помимо трудностей грамматики и произношения им мешают традиционный для россиян страх сделать ошибку в чужом языке, убежден Зиганов.

А созданный около ста лет назад искусственным путем эсперанто лишен исторических напластований и связанных с ними исключений из правил, характерных для прочих языков. На эсперанто начинают говорить уже после третьего-четвертого урока, клянутся эсперантисты.

«Эсперанто находится в другом месте головы, а не там, где иностранные языки», – резюмировал преподаватель эсперанто с Украины Михаил Линецкий.

«Изучать его надо в школе. А для тех, кто не учил в школе, – в институте», – рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков концепции ректор Европейского университета права Justo Геннадий Шило. Курс эсперанто рассчитан на 100 часов (один учебный год из расчета 2 часа в неделю). Учить язык предполагается до изучения основного иностранного языка. Скажем, если в школе иностранный язык начинают учить во втором классе, то вместо этого весь этот год следует отдать под эсперанто. В вузе эсперанто надо вводить на первом курсе – также вместо изучения основного иностранного языка и также в объеме 100 часов.

Кроме того, так как «родных» носителей эсперанто не существует, то исчезает вечный страх «осрамиться» неправильным произношением или ошибкой в грамматике. Главное достоинство искусственного языка состоит в разрушении психологических барьеров, мешающих изучению последующих иностранных языков, подчеркнул Линецкий. Стало быть, надо добиться от Минобрнауки обязательного включения эсперанто в школьные и вузовские программы, решили участники конференции.

В Минобрнауки с этим выводом категорически не согласны.

Как говорит «Газете.Ru» один из разработчиков концепции ректор Европейского университета права Justo Геннадий Шило, «министерство встретило инициативу в штыки». Признавая, что в стране и в самом деле сложилось катастрофические положение со знанием иностранных языков, чиновники склонны искать решение проблемы менее экзотическими способами. Например, путем качественного улучшения методики преподавания традиционных иностранных языков. Как подчеркнула замдиректора департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Нелли Розина, проект всеобщей эсперантизации страны чрезвычайно дорогой: одно обучение учителей и вузовских преподавателей для миллионов студентов и школьников обойдется в колоссальные суммы, хотя сами эсперантисты настаивают на дешевизне проекта.

Кроме того, подчеркнула Нелли Розина, эффективность изобретения Людвига Заменгофа никем не исследована. Поэтому энтузиастам предложили для начала озаботиться сбором данных и проведением экспериментов – своими силами и за свой счет. «До тех пор не ждите от министерства никакой поддержки и даже не обращайтесь к нам. Мы ничего решать не будем», – заявила чиновница Геннадию Шило и остальным активистам движения.

Тем не менее, уже в ближайшее время Ломоносовская школа обеспечит проведение эксперимента по изучению эсперанто с участием 2–2,5 тыс. московских школьников.

Пилотный эксперимент уже проведен, и пора приступать ко второй стадии, отметил научный руководитель школы Марат Зиганов. Тем более что в программах школ и вузов есть так называемый региональный компонент, не требующий разрешения Минобрнауки. Дополнительную школьную площадку эсперантисты надеются получить в экспериментальных школах Российской академии образования (РАО), на базе которой и прошла их конференция. Есть уже и несколько московских и региональных вузов, также готовых поучаствовать в эксперименте, добавили эсперантисты. «Мы проведем эксперимент сами, но будем настаивать, чтобы к решению проблемы подключилось Минобрнауки!» – заявили они.

14 АПРЕЛЯ 12:44

http://www.gazeta.ru/2007/04/13/oa_236587.shtml