Даниил АНДРЕЕВ
(1906-1959)

Русский советский поэт и религиозный философ, при жизни которого не было опубликовано ни одной написанной им строки. Сын Леонида Андреева. Андреев родился в Берлине, по приезде в Москву окончил Высшие лит. курсы; поскольку его поэзия не вмещалась в рамки соцреализма, Андрееву приходилось зарабатывать на жизнь профессией художника-оформителя. В 1937 начал работу над романом "Странники ночи", задуманным как "эпопея духа" и портрет эпохи; работу над романом прервала война, которую Андреев провел на фронте. По ее окончании продолжил работу над романом и закончил его в 1947 г. Роман был прочтен следователями МГБ и оценен по достоинству: 25 лет во Владимирском политизоляторе; сам роман, поэмы, поэтические симфонии, стихи, архив поэта, - все было уничтожено. В тюрьме Андреев приступает к главным работам своей жизни - трактату "Роза Мира", поэме "Железная мистерия", книге "Русские боги"; дважды черновики гибли во время обысков, в 1954 г. Даниил Андреев. перенес тяжелый инфаркт, но ничто не могло остановить "труда, завещанного от Бога". После пересмотра дела смертельно больного поэта срок был изменен на 10 лет, и в 1957 г. Андреев вышел на свободу. Триптих (все три произведения связаны друг с другом) построен на оригинальной религиозно-философской концепции, в которой основное место принадлежит "многослойной" вселенной, соответственно представленной в многослойном космосе Земли. Человечество, обитающее в слое Энроф, состоит из сверхнародов (групп наций или народностей, объединенных делом создания общей культуры) и соответствующих им восходящих и нисходящих многомерностей, называемых метакультурами; возглавляет метакультуру светлый народоводитель - демиург, замыкает темный народоохранитель - уицраор. Дочь от будущего мистического брака российского демиурга Яросвета с Соборной Душой русского сверхнарода Навной - Звента-Свентана - позволит решить мистическую задачу человечества: создать Розу Мира - будущее гармоничное мироустройство . В целом, творения Даниила Андреева, не будучи формально научной фантастикой, смыкаются с ее "мистической" частью.


...Тот факт, что ... всеведением не обладают ни один человеческий коллектив и ни одна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную истинность. Если бы представители Розы Мира вздумали когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее учения, это было бы так же беспочвенно и нелепо.

Но столь же беспочвенно и нелепо утверждение, будто бы все учения или какое-либо одно учение ложно. Совершенно ложных учений нет и не может быть. Если бы появилось мнение, лишенное даже крупицы истинности, оно не могло бы стать учением, то есть переданной кому-то суммой представлений...

Ошибочность религиозных догматов заключается, по большей части, не в их содержании, а в претензиях на то, что утверждаемый догматом закон имеет всеобщее, универсальное, космическое значение, а утверждаемый догматом факт должен исповедоваться всем человечеством, ибо без этого будто бы нет спасения...

Не противореча друг другу по существу, не сталкиваясь друг с другом в необозримом духовном космосе, христианство и индуизм, буддизм и ислам, иудейство и религия шинто говорят о разном, о разных, так сказать, духовных странах, о разных сегментах Шаданакара; ограниченность же человеческая толкует это как противоречия и объявляет одно из учений истинным, а остальные - ложными. - "Если Бог един, то другие боги суть, так сказать, самозванцы: это - или бесы, или игра человеческого воображения". Какая детская мысль! Господь Бог един, но богов много; начертание этого слова в русском языке то с большой, то с малой буквы достаточно ясно говорит о различиях содержания, вкладываемого в это слово в обоих случаях...

В воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей унии всех религий Света ради общего сосредоточения всех сил на совершенствовании человечества и на одухотворении природы Роза Мира видит свою надрелигиозность и интеррелигиозность. Религиозная исключительность ее последователям не только чужда - она для них невозможна. Со-верчеству со всеми народами в их наивысших идеалах - вот чему учит ее мудрость...

Пусть христианин вступает в буддийский храм с трепетом и благоговением: тысячи лет народы Востока, отделенные от очагов христианства пустынями и горными громадами, постигали через мудрость своих учителей истину о других краях мира горнего. Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык иных миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям. Мирам этим не соприкоснулся западный человек; пусть же обогатятся его разум и душа хранимым здесь знанием.

Пусть мусульманин входит в индуистский храм с мирным, чистым и строгим чувством: не ложные боги взирают на него здесь, но условные образы великих духов, которых поняли и страстно полюбили народы Индии и свидетельство о которых следует принимать другим народам с радостью и доверием.

И пусть правоверный шинтоист не минует неприметного здания синагоги с пренебрежением и равнодушием: здесь другой великий народ, обогативший человечество глубочайшими ценностями, оберегает свой опыт о таких истинах, которыми духовный мир открылся ему - и никому более...


Даниил Андреев, "Роза Мира". Глава 3: "Отношение к религиям"

Полезная ссылка: