5.8. ВКЛАД СОВЕТСКИХ АВТОРОВ В ЭСПЕРАНТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

После победы Великого Октября возрождается ЭД и в нашей стране. Выходят газеты и журналы, в которых советские эсперантисты печатают свои художественные произведения, критические статьи, рецензии, публикуются научные работы, издаются учебники, словари. Регулярно функционирует эсперантское советско-немецкое издательство «EKRELO» с административным центром в Москве и типографией в Лейпциге до 1933 г., а затем (после прихода к власти фашистов в Германии) в Амстердаме. Распространению МЯ уделяют большое внимание профсоюзные и комсомольские организации. Благоприятные условия для развития ЭД способствуют творчеству талантливых писателей и поэтов.

н. хохлов

Николай Хохлов (1891-1953), уроженец Москвы, экономист, эсперантист с 1905 г., переводчик, поэт.

Н. Хохлов сотрудничал со многими редакциями эсперантских периодических изданий - «La Ondo de Esperanto», «Literatura Mondo», «Heroldo de Esperanto», «Esperanto», «Kontakto». На эсперанто переводил с русского, английского и сербского языков. Его перу принадлежат удачные переводы произведений А. Толстого («Смерть Дантона»), А. Дроздова («Распятие»), В. Дорошевича («Восточные сказки»). Он был автором оригинальной комедии «La morto de deligito de UEA» («Смерть делегата УЭА», 1924).

В историю эсперанто-литературы Н. Хохлов вошел как известный поэт. Его наследие, скромное по объему, весьма ценное по глубокому содержанию и блестящей художественной форме. В 1928 г. он опубликовал единственный сборник стихотворений под заглавием «Tajdo» («Прилив и отлив»).

Эпиграфом для своих произведений он избрал цитату из П. Верлена: «De la musique avant toute chose...» («Музыка прежде всего...»), однако уже второе стихотворение «Chanteclaire» («Шантеклер») противоречит этому изречению. В нем поэт сравнивает себя с петухом, который своим ранним криком пытается разбудить погруженную в сладкий сон деревню. «Не важно,- говорит поэт,- что тебя никто не слышит и никто не понимает правды моих стихов. Поэт и петух будут приветствовать зарю и рассвет лучезарный. Пусть слушают все, у кого есть уши и отзывчивое сердце» [48, с. 69-70]. Социальные мотивы звучат также в стихотворениях «Europo», «Moskvo» и «Mia Patrujo» («Моя родина»). Свое кредо поэт выразил в стихотворении «Mia vojo» («Мой путь»), в котором он говорит, что взор его устремлен в небо, но ноги прочно стоят на земле, его цель - идеал, но вскормлен он жестокой правдой. А идеал поэта - мир и свобода на обновленной земле, которой правит труд [92, с. 107].

Диапазон интересов поэта-лирика очень широк. Его волнуют глобальные проблемы человечества, судьбы родной страны (стихотворения «Europo», «Moskvo»). Иногда же его голос звучит беззаботно, игриво (стихотворение «Vintra fabelo» («Зимняя сказка»). Н. Хохлов всегда находит новые средства художественного выражения своих мыслей и чувств, неожиданные обороты речи, свежие рифмы. Его стих всегда музыкален и этим отчасти можно объяснить эпиграф его книги «Музыка прежде всего».

Е. И. МИХАЛЬСКИЙ

Евгений Иосифович Михальский (1897-1938) работал библиотекарем, затем преподавателем русского языка и литературы; поэт, переводчик, эсперантист с1911 г.

Отец поэта, адвокат, известный своими прогрессивными взглядами, выходец из польской семьи, проживающей на Украине. Детство Евгения проходило в городе Мелжибоже. На формирование его характера и мировоззрения большое влияние оказали встречи с соседями-рабочими, о чем он впоследствии рассказал в стихотворении (на эсперанто), посвященном этому периоду жизни («Моей куклой было зубило, а скрипкой - напильник. Пламя горна меня вдохновляло, а стальные ритмы стихов рождались на наковальне»).

Гимназию Михальский окончил в Вознесенске. После февральской революции работал библиотекарем в Саратове. Создавшаяся политическая обстановка весной 1917 г. не удовлетворяла поэта. В своих смелых, страстных стихотворениях он призывал единомышленников-эсперантистов к борьбе за новые идеалы, которые можно завоевать только революционным путем. В стихотворении «Jam superfluas vortoj» («Слова уже лишние») Михальский писал, что лестница эволюции - не наше спасение; если мы не хотим остаться рабами, мы должны быть готовы крепкой рукой освободить общество от ужасной болезни, препятствующей прогрессу. Только тогда мы станем творцами Любви, Правды и Красоты.

10 октября, накануне Великой Октябрьской социалистической революции, в стихотворении «Fajro kuracas» («Огонь лечит») Михальский призывал: «Вперед, смело. К новым идеалам. К новому образу жизни... Нас не должны остановить даже жестокие кровавые сражения».

В Саратове Михальский создал литературный журнал «Libera Torento» («Свободный поток»), который объединил молодых революционно настроенных эсперантистов. В 1918 г. вышли два номера этого журнала, в которых были опубликованы стихотворения Михальского «Jam superfluas vortoj», «Fajro kuracas», «Torento» и др.

Первый сборник стихотворений Михальского «La unua ondo» («Первая волна») появился в Саратове как приложение к журналу «Libera torento». Произведения, включенные в сборник, - плод вполне зрелого поэта, свободно владеющего литературным языком и техникой стихосложения. Основное содержание сборника - призыв к борьбе с ненавистными пережитками старого мира, тормозящими движение вперед нового общества. Все стихотворения пронизаны непоколебимой верой в светлое будущее.

В 1919 г. Михальский возвращается на Украину. Итогом его поездки по стране, строящей новую жизнь, были оптимистические поэмы «Papilio» («Бабочка») и «Printempajhoj» («Творения весны»), написанные в 1919 г. и опубликованные в 1922 г. в Москве под заглавием «Du poemoj» («Две поэмы»). Эти произведения принесли Михальскому заслуженную известность [10, с. 23, 24].

Лучшие из опубликованных стихотворений, написанные в период 1918-1928 гг., вошли в сборник «Prologo» («Пролог»), увидевший свет в Лейпциге в 1929 г. Изменения, произошедшие в молодой Советской республике в области сельского хозяйства, нашли художественное отражение в стихотворениях Михальского «Kolektivo» и «Traktoro». Врагам СССР, призывающим к «крестовому походу» против первой в мире социалистической страны, должную отповедь дал поэт в стихотворениях на международном языке «Al la apostoloj de Kristo kaj mono» («Апостолам Христа и денег»), «Krucmilito» («Крестовый поход») и «Pan-Europo» («Пан-Европа»). Эти произведения составили четвертый сборник Михальского, который вышел в 1932 г. в Лейпциге.

Вершиной поэтического творчества Михальского была большая неопубликованная поэма (около 500 с.) под заглавием «Reforgo de l' homoj» («Перековка людей»), законченная в 1937 г. Поэма посвящена строительству Беломоро-Балтийского канала. Известные в свое время фрагменты этого произведения и вся рукопись утеряны. Пропала также рукопись приключенческого романа в стихах (свыше ста сонетов) под названием «Kasanova».

Михальский был сотрудником пролетарских эсперанто-газет.

Очень серьезно относился он и к работе переводчика. Его перу принадлежит книга «Teorio de Esperanta tradukado» («Теория перевода на эсперанто»), которая должна была быть опубликована в 1937 г. К столетию со дня смерти А. С. Пушкина Михальский намеревался издать сборник переводов избранных произведений поэта. Для предполагаемой книги сам перевел на эсперанто поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Египетские ночи» и многие стихотворения. В процессе этой работы изучил переводы произведений Пушкина на французский, английский, немецкий, польский и другие языки и готовил к публикации анализ этих переводов. К изданию он подготовил также переводы - свои и других авторов - избранных произведений Т. Г. Шевченко, свои переводы Л. Н. Толстого «Война и мир», Н. Гоголя «Страшная месть», Н. Некрасова «Русские женщины», Н. Островского «Как закалялась сталь», произведения Д. Бедного, М. Рыльского и др. Все эти работы остались неопубликованными. В 1937 г. Е. Михальский был репрессирован.

Глубокое по содержанию и оригинальное по языку творчество Е. Михальского и ныне оказывает свое влияние на многих поэтов, пишущих на эсперанто - советских и зарубежных,

В. Я. ЕРОШЕНКО

Василий Яковлевич Ерошенко (1890-1952), уроженец села Обуховка Курской губернии, музыкант, педагог, писатель, эсперантист с 1911 г.

Ерошенко ослеп в четыре года, после болезни. Окончив школу слепых в Москве, работал в оркестре слепых. На талантливого музыканта обратила внимание учительница Анна Николаевна Шарапова, эсперантистка, и решила помочь Ерошенко получить музыкальное образование. По инициативе Шараповой Ерошенко изучил эсперанто. Благодаря помощи русских эсперантистов слепой скрипач получил возможность учиться в музыкальной академии для незрячих при Королевском институте слепых в Норвуде (Англия).

Наивной мечтой слепого музыканта стало страстное желание с помощью эсперанто добиться того, чтобы люди понимали и любили друг друга.

В 1914 г. Ерошенко уехал в Японию. В Токийском университете он преподавал русскую литературу. Затем побывал в Китае и в Индии; обучал детей в Таиланде, работал директором школы слепых в Моулмейме (Бирма), принимал участие во всемирных конгрессах эсперантистов в Хельсинки и Нюрнберге. Возвратясь в 1923 г. на родину, работал в Москве, на Чукотке, в Туркмении, Узбекистане.

Ерошенко писал поэмы, новеллы, рассказы, сказки, очерки на японском языке и эсперанто.

В 1923 г. в Шанхае появился на эсперанто его первый сборник «Ghemo de unu soleca animo» («Стон одинокой души»), содержащий воспоминания автора о школьных годах, сказки и стихотворение «Antaudiro de ciganino» («Предсказание цыганки»), за которое на УК-15 в Нюрнберге Ерошенко получил первую премию.

Полное собрание сочинений Ерошенко было издано в Токио в 1959 г. на японском языке, а затем по инициативе японских эсперантистов - главным образом Мине Иоситака - вышли в свет на эсперанто «Rakontoj de Eroshenko» («Рассказы Ерошенко»), «Lumo kaj ombro» («Свет и тень»), «La tundro ghemas» («Тундра стонет») и «Malvasta kagho» («Узкая клетка»).

Другом Василия Ерошенко был известный китайский писатель Лу Синь. Он перевел на китайский язык некоторые рассказы Ерошенко. После смерти писателя многие его произведения, опубликованные на эсперанто, были переведены советскими эсперантистами на русский и украинский языки: «Избранное» (Москва, 1977), «Сердце орла» (Белгород, 1962), «Квiтка справедливостi» (Киiв, 1969) и др.

И. Г. ШИРЯЕВ

Иван Геннадьевич Ширяев (1877-1933) - священник в Вологде, переводчик, автор нескольких рассказов, эсперантист с 1895 г.

Ширяев перевел на эсперанто «Войну и мир» Л. Толстого, «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского и другие произведения русских классиков, но его переводы остались в рукописях.

По мнению критиков эсперанто-литературы, Ширяев был талантливым новеллистом, способным глубоко анализировать действительность. Его перу принадлежат: «Sep rakontoj» («Семь рассказов»), изданные в 1906 г. под псевдонимом Malfelichulo, «La agonio» («Агония», 1907), «Tra la loko ensorchita» («На волшебном месте», 1913) и др. За свои литературные сочинения Ширяев был премирован на конкурсе эсперанто-литературы.

Основная заслуга Ширяева - инициатива создания энциклопедии эсперанто. В течение многих лет он собирал материалы для энциклопедии, сам для задуманного труда написал и упорядочил по алфавиту 2092 статьи. Первое, двухтомное, иллюстрированное издание «Энциклопедии эсперанто» под редакцией И. Ширяева (инициатор и главный редактор), Л. Кеконя и В. Блейера вышло в 1933 г. (второе в 1979 г.) в Будапеште старанием Венгерской эсперанто-ассоциации [98].

Благодаря Ширяеву и коллективу авторов (свыше ста человек со всех континентов) для истории эсперантологии сохранились ценные факты. К. сожалению, не все данные представлены с необходимой полнотой (1).

В. ВАРАНКИН

Владимир Варанкин (1902-1937), русский, специалист по вопросам западноевропейской истории, доцент, писатель, эсперантист с 1919 г. Был директором Московского педагогического института, членом ЦК. СЭСР, членом Лингвистического комитета Академии эсперанто. В 1937 г. был репрессирован.

Варанкин - автор многих работ по эсперантологии. Его статьи публиковались в печатном органе СЭСР «Международный язык». В 1929 г. вышла в свет его работа «Teorio de Esperanto» («Теория эсперанто»), посвященная исследованиям этимологии корневых слов эсперанто, фонетике, морфологии и синтаксису этого языка.

Перу Варанкина принадлежит оригинальный роман «Метрополитен», опубликованный в 1933 г. в Амстердаме издательством EKRELO. Второе издание этой книги появилось в 1977 г. в Копенгагене. Высокую оценку роману дал У. Олд - председатель Академии эсперанто, приветствуя переиздание «забытого шедевра». Основной темой романа является строительство метрополитена в Берлине и в Москве в 1928-1929 гг. Молодой советский инженер, работающий в Москве, командируется в Берлин. Там он изучает опыт строительства метро, принимает участие в борьбе немецких коммунистов против буржуазных порядков, пишет автобиографический роман о своей жизни в Москве до поездки в Германию, о событиях в Берлине. В романе показаны первые годы строительства социализма в СССР, мастерски нарисованы характеристики действующих персонажей.

Г. ДРЕСЕН

Гильда Дресен (1896-1981), эстонка, по профессии радиотелеграфист, переводчица, поэтесса, эсперантистка с 1913 г.

Дресен, жительница Таллинна, переводила на эсперанто художественные произведения эстонских, русских, украинских, немецких и французских писателей. Первой книгой ее переводов был сборник избранных произведений известной эстонской поэтессы Марии Ундер «Elektitaj poeziajhoj» («Избранные поэтические произведения», 1929). Затем последовала вторая книга переводов стихотворений современного революционного поэта Иоганнеса Барбаруса «Horizontoj» («Горизонты», 1931). Большая часть переводов в сборнике «Estona antologio. I» («Эстонская антология. I», 1932) принадлежит Дресен. Поэтесса-переводчица принимала участие в подготовке швейцарской антологии на эсперанто путем перевода произведений германоязычных писателей. Дресен перевела стихотворения С. Есенина для сборника «Versoj elektitaj» («Избранные стихотворения», 1965) и Леси Украинки для книги «Liriko» («Лирика», 1971).

В последние годы ряд переводов Г. Дресен издало таллинское издательство «Eesti Raamat» («Эстонская книга»). Так, в 1975 г. появился перевод фрагментов эстонского национального эпоса «Kalevipoeg», затем книга «Estona soveta poezio» («Эстонская советская поэзия», 1977), содержащая переводы произведений 36 авторов. В 1978 г. выходит на эсперанто поэма Владимира Бээкмана «Lumo de Orienta Europo» («Свет Восточной Европы») в переводе с эстонского Г. Дрееен, Я. Ояло и Г. Сага, а в 1980 г.- книга переводов избранных произведений поэта Юхана Лиива «Al abelujo ghi flugas» («Она летит к улью»), выполненных одной Дресен.

Дресен перевела на эсперанто произведения 60 эстонских поэтов, и почти половина переводов эстонской художественной литературы на МЯ принадлежит ее перу.

Дресен - автор и оригинальных произведений. В сборнике «Dudek poetoj» («Двенадцать поэтов», 1934), редактируемом К. Калочаем, было 11 ее стихотворений, а в 1977 г. появилась книга «Norda naturo» («Северная природа»), в которой нашли художественное выражение ее взгляды на жизнь, любовь к людям и к родной природе.

Благодаря творческой деятельности талантливой поэтессы эсперантисты всего мира получили возможность познакомиться с литературой небольшого талантливого народа в переводе на международный язык.

Л. И. ЕВСЕЕВА (2)

Людмила Ивановна Евсеева (1913-1980), русская, рижанка, поэтесса.

Евсеева, будучи еще ученицей русской гимназии им. Ломоносова в Риге, узнала об эсперанто от своего классного руководителя эсперантиста Геннадия Тупицына. Благодаря его занимательным занятиям будущая поэтесса увлеклась простотой, легкостью и гармонией МЯ. Она организовала в гимназии эсперанто-кружок, стала редактором школьной стенгазеты.

В 1929 г. появились первые стихотворения Людмилы Евсеевой. С тех пор во многих эсперантских газетах и журналах печатаются ее изумительные миниатюры. Их можно встретить в «Ondo de Daugavo» («Волна Даугавы»), «La Suda Stelo» («Южная звезда»), «Bulgara Esperantisto» («Болгарский эсперантист»), «Literatura Mondo» («Литературный мир»), «Norda Prismo» («Северная призма»), «Praktiko» («Практика»), «La juna Vivo» («Юная жизнь»), «Litova Stelo» («Литовская звезда»), «Pola Esperantisto» («Польский эсперантист»), «Heroldo de Esperanto» («Глашатай эсперанто»), «Расо» («Мир»), «Hungara Vivo» («Жизнь Венгрии»), «Juna amiko» («Юный друг»), «Каlejdoskopo» («Калейдоскоп»), «Horizonto de Soveta Litovio» («Горизонт Советской Литвы»).

Творчество Евсеевой, полностью неопубликованное, можно разбить на три цикла: 1) стихи для детей, 2) песни горечи и 3) светлая лирика. Самым значительным и ценным для эсперанто-литературы является первый цикл. Евсеева - пионер в области детской литературы на эсперанто.

Некоторые стихотворения Евсеевой вошли в сборник «Nau poetoj» («Девять поэтов», 1938), изданный под редакцией и с предисловием К. Калочая, но сборник сразу же после выхода в свет был утерян.

Н. Н. АНДРИАНОВА

Надежда Николаевна Андрианова (1921 г. рождения), украинка, проживающая в Киеве, журналист-публицист, писательница, переводчица, член Союза советских писателей, делегат УЭА по вопросам литературы.

Оригинальные и переводные стихотворения, очерки и статьи Н. Андриановой часто появляются на страницах эсперантской периодики. Многие ее стихотворения были премированы на литературных конкурсах в Италии (1967), в Польской Народной Республике (1980, 1981), Литовской ССР (1977, 1978, 1979).

Н. Андрианова - автор художественно-документальной повести (на украинском языке) о поэте В. Ерошенко «Запалив я у серцi вогонь...», вышедшей в 1973 г. и переизданной в 1977 г. [27]. Фрагменты повести были переведены на эсперанто и опубликованы в Японии в журнале «L'omnibuso» («Омнибус»). В 1969 г. увидела свет ее книга «Квiтка справедливостi», представляющая собой перевод с эсперанто и японского языков легенд, сказок, очерков, статей и стихотворений Василия Ерошенко. В Будапеште в 1987 г. вышел сборник стихотворений «Vagante tra la mondo maltrankvila» («Странствуя по миру беспокойному»).

* * *

Ограниченный объем книги не позволил дать справки о десятках писателей, поэтов, переводчиков, которые в нашей стране способствовали развитию эсперантской словесности и посредством МЯ знакомили зарубежных эсперантистов с классическими произведениями русской дореволюционной литературы и произведениями современной литературы народов СССР, внесли свою лепту в сокровищницу оригинальной эсперантской словесности. К их числу относятся: переводчица Мария Шидловская, переводчица Анна Шарапова; журналист, поэт и переводчик Николай Некрасов; поэты и переводчики Георгий Дешкин, Александр Логвин, Константин Гусев, Владимир Самодай, Николай Дановский, Борис Торнадо, Альма Лекко, Гиллер Сага, Яан Ояло, Бенита Керт, Владимир Пацюрко, Мильда Якубцова, Антонина Тонти и др.


1 Большинство сведений, приведенных в настоящей книге, заимствованы из «Энциклопедии эсперанто». Неунифицированность справок о писателях объясняется отсутствием некоторых сведений о них в первоисточнике (не всегда указаны полностью имя, даты жизни, местожительство).

2 Справка составлена по материалам, любезно предоставленным автору рижским поэтом-эсперантистом Н. Ф. Дановским.

<< >>